"Памятка о фейках"

Что такое фейк? Фейк (фэйк, от англ. fake - подделка) - в широком смысле любая подделка, которая пытается выдать себя за оригинал. Когда мы говорим об информации, то фейком является вымысел, который основан на недостоверных фактах или создан без опоры на факты. Фейковая информация может серьезно дезориентировать особенно молодых людей, так как они в полной мере не обладают опытом различения достоверной и недостоверной информации. Если это безобидная шуточная информация, то возможно нет ничего страшного, что ей сначала поверили, а потом разобрались. Но это может быть негативная и недостоверная информация о какомнибудь человеке, что может привести к деструктивным действиям по отношению к нему и в Интернете, и в реальной жизни. Фейки в Интернете могут быть совершенно разными. Можно привести следующие примеры: • фейковые новости (чаще всего они создаются намеренно, чтобы ввести читателей в заблуждение, и какой-либо «сенсацией» заполучить их внимание и просмотры на своём портале; это давно известный жанр «газетной утки», который стал крайне распространенным с появлением онлайн-медиа); • мнения пользователей сети в форме постов и комментариев, которые разносятся по Интернету как достоверный факт; • информация, которая была отредактирована, «порезана», «выцеплена из контекста» и затем стала преподноситься как достоверный факт. Это далеко не полный перечень, а лишь некоторые возможные варианты фейковой информации. Чаще всего информация может много раз переходить от одного источника к другому, редактироваться, обрастать чужими мнениями и затем снова воспроизводиться в СМИ. Иногда фейки настолько достоверно выглядят, что моментально разносятся по сети. Приложение Как фейки появляются в Интернете? Фейки могут быть созданы в соответствии с разными целями: • с целью привлечения внимания и просмотров (например, всем знакомые баннеры с громкими заголовками «Найден секрет вечной молодости!» или «Она рассказала всю правду о своей жизни!» и т.п.); • для манипуляций мнениями (например, политические игры); • без цели, а по случайности, из-за собственной некомпетентности по данному вопросу, нехватки точных фактор и сведений; • с целью развлечения и ради шутки. Стоит подчеркнуть, что даже простая шутка или информация, созданная без цели, может принести вред и быть опасной при стечении обстоятельств. Многие ресурсы специализируются на создании именно такого контента: фейкового и развлекательного, без строчки правды. Они не скрывают своей цели и того, что всё на сайте - вымысел. Приведем несколько примеров. В Рунете давно известен сайт «Абсурдопедия», созданный как энциклопедия по примеру «Википедии». Лозунг сайта: «Факты - ничто, фарс - все». На сайте можно ознакомиться с теоремой о неравенстве полов, узнать, как клонировать динозавра и т.п. В Интернете есть немало псевдоновостных агенств, например, FogNews.ru или TheOnion.com, которые специализируются на создании фейковых новостей. Они полностью «мимикрируют» под официальные СМИ, используя ссылки на источники, структуру новостной заметки и т.д. В результате сайты выглядят как реальные новостные порталы, которым сложно не поверить. Хоть сайты и являются просто юмором, не каждый читатель сразу отличает чушь от правды. Почему любая новость в Интернете постепенно становится фейком? Интернет дает безграничные возможности доступа к абсолютно любой информации, но мы не всегда задумываемся о качестве этой информации. Свобода информации подразумевает не только возможности, но и ответственность. Тем не менее быстро и легко распространяется не только достоверная, но и ложная информация. Попадая в Интернет, любая информация проходит через публикации в СМИ, личные страницы пользователей, различные мнения, многократно переписываясь и искажаясь, иногда вплоть до полной неузнаваемости и уже не имея ничего общего с оригиналом. При этом всё, что попадает в Интернет, навсегда в нем остается, не имея фактической возможности исчезнуть или быть полностью опровергнутым. The Onion @ the ONION О ригинальное название англ. Ол/опР! Тип Ежедневная газета Формат Таблоид Владелец Onion, Inc. Страна и США>2> Редактор Joe Randazzo Основана 1988 Прекращение публикаций 2013 Язык английский Главный офис Чикаго, США Тираж 400 0001’ 1 ISSN 1534-6978й> Награды Премия Пибоди (2008) премия Оруэлла101 (2014) Веб-сайт theonion сотй? ^ Медиафайлы на Викискладе Каждый в Интернете имеет право голоса, поэтому мнения профессионалов смешиваются с бытовыми точками зрения, научная информация вытесняется псевдонаучными текстами, а от исходного факта не остается и следа.